Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Оборона на свой страх и риск
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Оборона на свой страх и риск

Оборона на свой страх и риск

05.05.2012 — Аналитика


Российское правительство намерено привлечь к производству военной техники и оружия частный капитал. Власти надеются, что крупный и средний бизнес возьмет на себя все риски по освоению новой продукции, что обеспечит технологический рывок в оборонной отрасли. Между тем опрошенные обозревателем "РусБизнесНьюс" эксперты утверждают, что именно большие риски и тормозят приток инвестиций в ОПК. По их мнению, пока в политике и экономике России не установятся твердые и прозрачные правила, никто не будет строить долгосрочных планов в машиностроении.

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин решил покончить с разделением машиностроительных предприятий на военные и гражданские. Российские заводы, полагает он, должны иметь равный доступ к государственному оборонному заказу и в то же время производить широкий спектр востребованной рынком продукции. На совещании с директорским корпусом в Екатеринбурге вице-премьер сообщил, что специально отобранные негосударственные предприятия могут получить доступ к секретной документации на изготовление отдельных комплектующих и даже готовых изделий. Частно-государственное партнерство, уверен Д.Рогозин, позволит модернизировать и военную, и гражданскую промышленность страны.

Эксперты не склонны преувеличивать масштаб притока частного капитала в ОПК: по оценке руководителя Центра анализа мировой торговли оружием, главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, предприниматели поначалу смогут претендовать лишь на 5-10% от общего объема гособоронзаказа. При этом вряд ли кто им закажет конечные изделия и даже пустит в уже отлаженные контрактные схемы. Исключения будут делаться лишь для предприятий с перспективной продукцией: скорее всего, предполагает эксперт, это будут компании, осуществляющие фундаментальные либо прикладные разработки, пользующиеся спросом в гражданской сфере - например, новые виды электронных устройств и т.д.

И.Коротченко утверждает, что претенденты на получение гособоронзаказа будут проходить жесткий отбор: при заключении контракта будет учитываться технологическое состояние предприятий, научный потенциал и т.д. В дальнейшем им придется брать на себя все технологические и производственные риски, сопровождающие поставки изделий для армии. Выдерживают это испытание далеко не все нынешние изготовители продукции. Поэтому, не исключает эксперт, предлагаемая Д.Рогозиным схема работы может не прижиться и придется вернуться к действующей системе контрактации "для своих".

Депутат Свердловской областной Думы Илья Гаффнер уверен, что коммерческие предприятия с новой задачей справятся: они уже научились кооперироваться и работать на конечный продукт. Никаких сложностей при проектировании и внедрении новой продукции эксперт не видит: успех проекта будет зависеть от организации производства и регулярности финансирования. При этом он считает, что военный заказ должен быть не менее половины от общей загрузки предприятия.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин полагает, что успех инициативы Д.Рогозина во многом будет зависеть от отношения российских специалистов к своему делу. На Западе частные предприятия успешно работают на оборону, и там давно уже технологии поступают из гражданской отрасли в военную, а не наоборот, как это было раньше. Но Россия - не Запад: здесь и технологий нет в гражданском секторе, и спутники, изготовленные на закрытых предприятиях под неусыпным контролем военной приемки, падают из-за использования контрафактных комплектующих. Соответственно, главные трудности, с которыми столкнутся инвесторы, - коррупция и отсутствие юридических процедур, без которых частно-государственное партнерство не заработает. Но для развития выпуска комплектующих, полагает эксперт, идея Д.Рогозина пойдет на пользу: "Думаю, она не испортит ситуацию в ОПК, поскольку та и так там не блестящая".

Однако бизнес не спешит аплодировать инициативам властей. Директор по маркетингу ООО "Уралмаш НГО Холдинг" Алексей Соколович говорит, что компания готова рассмотреть конкретные предложения по выпуску бронетехники, поскольку современная буровая установка в изготовлении ничуть не проще, чем боевая машина. Но это дело не сегодняшнего дня, поскольку машиностроению надо оправиться после мирового финансового кризиса.

Генеральный директор ОАО "Завод радиоаппаратуры" Сергей Новосельцев убежден, что частники не будут вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на свой страх и риск. У них стоит перед глазами пример ОАО "Курганмашзавод", которое вложило сотни миллионов рублей в разработку новой боевой разведывательно-десантной машины под обещание Минобороны РФ компенсировать затраты после запуска изделия в серию. Впоследствии военные передумали, отказав принимать БРДМ-4 на вооружение. Бизнес опасается повторения такой истории, а потому ни за что не возьмется за изготовление крупного заказа без жестких гарантий. Такими гарантиями, по мнению С.Новосельцева, могло бы стать обязательство государства компенсировать затраты на НИОКР, даже если запуск изделия в серию не состоялся. Рискнуть своими капиталами бизнесмены готовы исключительно при решении очень локальной задачи.

Заместитель генерального директора ФГУП "НПО автоматики" Лев Бельский вообще считает, что надо десять раз подумать, прежде чем копировать зарубежный опыт. В России не отработан инвестиционный процесс ни в одной отрасли: капиталы с трудом попадают и в военную, и в гражданскую промышленность. Срыв гособоронзаказа еще можно было бы объяснить бюджетными трудностями, но финансовые тромбы в частном бизнесе свидетельствуют о наличии системных проблем. Инвестиции, полагает он, не идут из-за политической и экономической нестабильности. И если их нет в гражданских отраслях, то с чего они вдруг ринутся в ОПК? Властям, уверен топ-менеджер, надо начинать не с обращений к бизнесу, а со стабильности в стране - тогда и вопрос с финансированием решится.

Коммерческий директор группы компаний ХМТ Евгений Сухов подтвердил слова производителей оружия: "Мне не понятно, что собирается делать власть. Думаю, этого не знает даже избранный президент Владимир Путин. Идей высказывается много, но ни одна из них не реализована. Мы попали в длительную полосу нестабильности. Капитал бежит из страны - все мои знакомые уже вывезли свой бизнес за границу. Поэтому пока все не утрясется, никто не будет строить долгосрочных планов - особенно в машиностроении".

Владимир Терлецкий


Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта