Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Россия ищет противоядие китайской экспансии
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Россия ищет противоядие китайской экспансии

Россия ищет противоядие китайской экспансии

02.05.2012 — Аналитика


Россия подумывает о высылке из страны китайских мигрантов. Столь радикальный шаг призван стать ответом Поднебесной, осуществляющей свою экономическую политику с позиции силы. Эксперты, озвучившие эту идею на международной конференции в Екатеринбурге, полагают, что России, разрываемой на части Западом и Востоком, необходимо "стянуть" свое пространство с помощью новых железнодорожных магистралей к Индийскому и Тихому океану. Для этого ей потребуется заручиться политической поддержкой стран Центральной Азии. Но, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", бывшие советские республики не спешат расставаться с ролью реэкспортеров китайских товаров. Кроме того, есть сомнение, что деньги, выделенные на строительство железных дорог, будут потрачены по назначению.

В Екатеринбурге прошли первые Ельцинские чтения. Темой научной конференции, посвященной памяти первого Президента РФ Бориса Ельцина, стала стратегия взаимодействия России и Центральной Азии в экономической и политической сферах. Повод для дискуссии - несколько серьезных вызовов, с которыми столкнулись страны соседнего региона. Эксперты не исключают, что в ближайшее время вновь вспыхнут беспорядки в Казахстане и начнутся столкновения таджиков, узбеков и киргизов.

В Таджикистане, утверждает доктор экономических наук Вахоб Вахидов, обостряются экономические проблемы: не хватает электроэнергии, воды и земли, падает производство, сокращаются посевы. Одновременно с этим растут население и националистические настроения. Таджиков возмущает, что дружественные некогда узбеки перекрывают газ и дороги, нерационально ведут полив хлопчатника, а главное, не дают согласия на строительство Рогунской ГЭС, которая позволила бы не только ликвидировать дефицит электричества и воды, но и продавать их излишки соседям.

Выживает Таджикистан в основном за счет мигрантов, которые уезжают на заработки в Россию. На помощь последней таджики рассчитывают и в деле восстановления экономики: по мнению профессора Российско-Таджикского университета Гузели Майтдиновой, создаваемая русскими Корпорация развития Центральной Азии должна направить свои усилия на подготовку специалистов, создание новых рабочих мест, обеспечение страны водой, электричеством и продовольствием.

Александр Князев из Института востоковедения РАН между тем сообщил обозревателю "РусБизнесНьюс", что Россия будет помогать Таджикистану и Киргизии только в обмен на политические уступки с их стороны, чего пока не наблюдается: обе эти страны не спешат поддерживать Россию в ее противостоянии с Китаем. Москва в свою очередь предпочитает не вмешиваться в конфликт таджиков и узбеков, поскольку они не хотят слышать друг друга и используют дефицит воды как инструмент давления на соседей. Александр Князев полагает, что среднеазиатские страны проводят безответственную и близорукую позицию, отчего они могут скоро исчезнуть с карты мира: к 2040 году, прогнозирует эксперт, в мире останется не более 50 государств. 

Таджикистана и Киргизии среди них точно не будет, поскольку они очень слабы. Рынки этих бывших республик СССР настолько мизерны, что Россия даже не рассматривает их в качестве членов Таможенного союза, созданного для защиты от экономической экспансии китайцев на постсоветском пространстве. Наоборот, полагают в Москве, присоединение центральноазиатских республик только ухудшит ситуацию, открыв калитку для реэкспорта товаров из Поднебесной в Россию, Белоруссию и Казахстан. Последний, устав бороться с потоком наркотиков и контрабанды с юга, подумывает о создании "железного занавеса" от соседей.

Между тем, считают эксперты, объединение усилий бывших республик Советского Союза просто необходимо для противостояния силовой политике Китая в регионе. По утверждению Ксении Муратшиной из Уральского федерального университета, КНР с 1997 года увеличила потребление воды в несколько раз и продолжает строить каналы дальше, несмотря на возражения соседей. Река Иртыш мелеет на глазах, но правовой ответственности в виде возмещения вреда за нанесенный ущерб природе двусторонние договоры не предусматривают. Заключению же единого соглашения, регулирующего водопользование в регионе, противится Китай.

Механизма воздействия на Поднебесную у России нет: Шанхайская организация сотрудничества давно уже стала ширмой для продвижения интересов КНР на постсоветском пространстве. Александр Князев убежден, что на силовую политику Китая надо отвечать адекватно: в качестве такой меры можно, например, подумать о высылке из России всех китайских мигрантов. Коллеги эксперта сомневаются, что эта жесткая акция поможет: Китай с его совокупной экономикой в 9 триллионов долларов США и Евросоюз с 12 триллионами евро буквально разрывают Россию на две части, заставляя ее экономику работать на себя.

Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин отмечает, что чем больше страна получает инвестиций в сырьевой сектор, тем сильнее ее растягивают мощные центры влияния. Вложение же в несырьевые отрасли в сложившейся ситуации бессмысленно: доля обрабатывающей промышленности в России неуклонно сокращается, а образование деградирует. России, чтобы уцелеть, полагает эксперт, надо стянуть пространство железными дорогами с запада на восток и с севера на юг. Раньше эту функцию выполняли Транссиб и Турксиб. Сегодня первая магистраль с поставленной задачей не справляется, а вторую и вовсе разобрали.

Стянуть пространство вновь, говорит Александр Собянин, можно, лишь соединив дорогой Чуйскую и Ферганскую долины, с последующим выходом к Индийскому океану, и проложив к Тихому океану Северный железнодорожный ход до Чукотки, а также Среднесибирскую железнодорожную трассу выше нынешней Байкало-Амурской магистрали. Чтобы эти проекты реализовались, нужно построить на океанских побережьях глубоководные порты. Экономические интересы страны, полагает эксперт, потянут за собой и решение вопросов безопасности. Благодаря транспортным скрепам принципиально изменится характер развития России: автономный выход к океанам заставит чужие инвестиции работать на укрепление страны, а не на ее разрыв. 

Ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН Константин Зубков усомнился, что нынешняя Россия сможет проложить грандиозные магистрали к Индийскому и Тихому океанам. В Уральском федеральном округе десять лет назад задумали построить более скромную железную дорогу вдоль хребта Уральских гор, но дальше разговоров дело не пошло.

Владимир Терлецкий


Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта