Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Российские чиновники голосуют против инноваций ногами
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Российские чиновники голосуют против инноваций ногами

Российские чиновники голосуют против инноваций ногами

20.03.2012 — Аналитика


Российское правительство намерено модернизировать экономику с помощью инновационных кластеров. В апреле 2012 года пройдет отбор территорий, на которых власти, бизнес и ученые попытаются построить научно-промышленные агломерации. Эксперты относятся к этим планам скептически: в стране нет крупных инновационных разработок, потому что их некому и не для кого генерировать. Чрезвычайно монополизированный бизнес в перспективных проектах не нуждается, а государство не стимулирует спрос на инновации. Свое отношение к модернизации чиновники высказали красноречиво, проигнорировав прошедший в Екатеринбурге инвестиционный форум RUS-INNO-BUSINESS-2012, на котором побывал обозреватель "РусБизнесНьюс". 

Президент России Дмитрий Медведев поручил губернаторам определить основные направления модернизации экономики с учетом стратегии развития крупнейших компаний, расположенных в регионах. В настоящее время в федеральном правительстве обсуждаются принципы формирования территориальных кластеров, локомотивами которых станут крупнейшие промышленные проекты. "Топливо" для последних будет вырабатывать научно-образовательная среда, формировать и стимулировать которую поручено региональным властям.

Эксперты отнеслись к инициативе федерального центра весьма осторожно: несмотря на создаваемые в стране институты поддержки, наукоемкий бизнес развивается ни шатко, ни валко. Среди чиновников бытует мнение, что надо создать как можно больше малых предприятий, дать им "длинные" деньги, и они скупят инновации быстрее, чем крупные компании. Практика это опровергает: как сообщил на инвестиционном форуме RUS-INNO-BUSINESS-2012 заместитель генерального директора ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Владимир Басков, в регионах нет проектов, отчего сокращается финансирование инновационной деятельности. В 2011 году министерство образования и науки РФ вернуло в бюджет 1,5 миллиарда рублей, которые были предназначены на научные разработки. Другие министерства также не могут освоить выделенные на инновации средства. 

По словам председателя комитета по инновациям Тюменской области Алексея Санникова, бизнес сегодня не готов потреблять перспективные разработки. Например, строителям, которые успешно продают квартиры в два раза дороже себестоимости, совершенно не нужна экономия в 3%, достигаемая с помощью новых технологий. Подобными же соображениями часто руководствуются и нефтяники. Поэтому единственным потребителем интеллектуального продукта может быть лишь государство: без госзаказа, полагает А.Санников, продвинуть инновации в промышленность вряд ли удастся. Но справляются с этой задачей чиновники отчего-то очень скверно.

Советник генерального директора ФГУП "НПО автоматики" Андрей Мисюра утверждает, что власти Свердловской области не заказывают современные системы, позволяющие экономить энергоресурсы в жилищно-коммунальном хозяйстве. Муниципальные власти и вовсе мешают инвестировать в энергоэффективность территорий. Согласно законодательству контракт инноваторы заключают не с муниципалитетом, а с управляющей компанией (УК), на которую укажет глава города. Очень часто такая компания аффилированна с градоначальником - соответственно, после его ухода с поста она банкротится и создается новая, которая будет пополнять мэра-новичка. И поскольку каждый глава муниципального образования блюдет свои личные интересы, а не возглавляемого им поселения, то, как полагает А.Мисюра, инновационные компании не всегда могут вернуть свои инвестиции в перспективные высокотехнологичные проекты - они просто не востребованы.

Не преуспели власти и в создании инфраструктуры. Екатеринбургское "НПО автоматики" готово построить индустриальный парк, но пока не может уговорить чиновников сделать хотя бы программу развития инновационной зоны. Они ссылаются на то, что нет денег - нормальный технопарк обойдется не менее в 3 миллиарда рублей. Но предпринимателей подобный аргумент не убеждает: по их словам, дело не только и не столько в деньгах. Например, чтобы пройти всю процедуру перевода земель лесного фонда в земли поселений, на которых можно строить технопарк, понадобится 6-7 лет. Государство же не делает ничего, чтобы окончить эту волокиту.

Эта ситуация характерна не только для Свердловской области, но для других регионов России. По словам руководителя проекта "Технополис ""Новый Звездный" Сергея Толчина, ОАО "Протон-ПМ" готово само построить индустриальный парк. От властей Пермского края предприниматели требуют только ответить, интересен им этот проект и будут ли они предоставлять льготы резидентам особой экономической зоны. Но даже ожидание ответа может растянуться на годы.

Отсутствие эффективной поддержки инновационного бизнеса порождает дефицит перспективных крупных проектов. Ученые в России, заявляет Андрей Мисюра, поставлены в такие условия, что вынуждены заниматься не наукой, а поиском денег. Малые же предприятия не создают интеллектуальную собственность - они в лучшем случае осуществляют опытно-конструкторские работы, то есть адаптируют научное изобретение под нужды промышленности. Соответственно, они не могут работать без связки с научным учреждением - академическим институтом или высшим учебным заведением. Однако Российская академия наук (РАН) инновационной деятельностью сегодня не занимается, поскольку, как сообщил заместитель председателя Уральского отделения РАН Николай Мушников, государство не выделяет на это денег. Некоторое оживление, утверждает директор АНО "Технопарк "Уральский" Юрий Кононов, отмечается в вузах, но и они еще не наработали мощную интеллектуальную базу.

По большому счету, вузам тоже некогда заниматься наукой - им надо коммерциализировать уже имеющиеся разработки. Например, Уральский федеральный университет, сообщил его проректор Сергей Кортов, к 2015 году должен производить инновационной продукции на 500 миллионов рублей, к 2020 году - на 1 миллиард. Для сравнения: в 2010-м новации вуза потянули всего... на 14 миллионов рублей. Задача увеличить на два порядка инновационную активность вынуждает УрФУ стремительно наращивать число малых предприятий. На этом пути его ждет немало подводных камней.

Николай Мушников утверждает, что постановление федерального правительства, разрешившее научным и образовательным заведениям создавать коммерческие предприятия, не работает. Причин тому несколько: несовершенство самого нормативного акта, трудности с оценкой, передачей интеллектуальной собственности и т.д. Но в наибольшей степени отбивают охоту заниматься созданием малых предприятий проверки контролирующих органов, которые следят, чтобы бюджетные деньги не уходили в коммерческие структуры.

Возникающие противоречия и трудности сильно тормозят формирование инновационной инфраструктуры. По данным директора управления по делам стран с переходной экономикой Европы и Азии Всемирной организации интеллектуальной собственности WIPO Михала Швантнера (Michal Svantner), в России количество посреднических структур, занимающихся трансфером технологий, существенно отстает от развитых стран. Уровень экономического развития, предопределяющий внедрение инноваций, естественно, тоже ниже.

А.Мисюра полагает, что на научной стезе россияне отстают от ведущих стран как минимум на восемь лет. Но власти этот факт как будто не особенно тревожит: свердловские чиновники дружно проигнорировали инвестиционный форум RUS-INNO-BUSINESS-2012. А им бы, по мнению В.Баскова, следовало послушать экспертов: в государственных учреждениях об инновациях разговаривать не с кем.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта