Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Российское Минобороны пытается влить старое вино в новые меха
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Российское Минобороны пытается влить старое вино в новые меха

Российское Минобороны пытается влить старое вино в новые меха

13.01.2012 — Аналитика


Министерство обороны России объявило, что в 2012 году вооружение и военная техника будут поставляться по новым правилам. Глава ведомства Анатолий Сердюков полагает, что прозрачный механизм ценообразования позволит промышленности в срок выполнить контракты, а армии - технически перевооружиться. Производственники между тем сообщили обозревателю "РусБизнесНьюс", что конкретной информацией о сути изменений они не располагают. Начавшаяся же кампания по заключению контрактов на 2012 год демонстрирует, что в системе государственного оборонного заказа мало что изменилось, а о масштабной модернизации говорить слишком рано. Более того, если существующая модель закупок сохранится, государственный заказ на поставки вооружения и военной техники будет сорван и в наступившем году.

К формированию цены на военную продукцию в России имеют отношение три ведомства: Министерство обороны определяет начальную цену контракта, Федеральная служба по тарифам - уровень рентабельности, а Министерство экономического развития - индекс дефлятор. Работу этих трех организаций нельзя назвать слаженной: они который уже год не могут решить, кто из них главный в создании единой нормативной базы, регулирующей процедуру гособоронзаказа.

До недавнего времени цену на военную продукцию определяли исходя из затрат промышленности, плюсуя к ним прибыль предприятий. Федеральная служба по тарифам еще в 2006 году решила, что минимальная рентабельность будет 5%, а максимальная - 20%. С назначением министром обороны Анатолия Сердюкова началась реформа армии, которая коснулась и ценообразования на закупаемое вооружение и технику. Военное ведомство стало устанавливать предварительные контрактные цены, которые в конце года нередко корректировались в сторону уменьшения, исходя из реальных затрат предприятий. Промышленникам стало неинтересно выполнять гособоронзаказ: как показал анализ Министерства промышленности и торговли РФ, с 2008 по 2010 год рентабельность военных контрактов снизилась на 25-30%.

Президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Михаил Погосян сообщил на слушаниях в Общественной палате России, что долго работать по расценкам Минобороны нельзя, поскольку ряд затрат министерство не принимает. В себестоимость не включаются страховые взносы на испытание авиатехники, авторское сопровождение производства, которое необходимо для обеспечения качества, затраты на спецоборудование при проведении опытно-конструкторских работ, на выплату роялти конструкторам, разрабатывающим новые модели собственными силами, и т.д. В итоге плановая рентабельность в 11,5% при разработке авиационных изделий реально превращается в 4,7%. Рентабельность при поставках техники иногда даже уходит в минус.

Ремонтом и обслуживанием военных самолетов заниматься также невыгодно: выполнение большого объема заказа требует расширения производства по ряду направлений и инвестиций в техническое перевооружение, но по существующему законодательству не менее 40% средств на эти цели предприятия должны потратить из собственных источников. Ни о какой модернизации в подобных условиях говорить не приходится: по словам М.Погосяна, для расширенного воспроизводства рентабельность должна быть не ниже 15%.

Вал критики со стороны промышленников вынудил министерство обороны заняться разработкой новых правил предоставления заказов на военную продукцию. Анатолий Сердюков заявил, что отныне промышленность может закладывать рентабельность в 20% на продукцию собственного производства и 1% - на покупную. При этом министр поставил условие: полученная прибыль должна тратиться на модернизацию производства, улучшение тактико-технических характеристик оружия либо на увеличение производительности труда. В кулуарах представители Минобороны говорили, что готовы принять рентабельность и в 35%, если предприятия покажут реальную себестоимость. Новая схема была одобрена президентом России Дмитрием Медведевым, но официального документа до сих пор нет. Тем не менее, А.Сердюков полгода назад сообщил, что механизм ценообразования будет прозрачным, а это позволит уже к концу декабря подписать контракты со всеми поставщиками военной продукции.

Практика опровергла министерский прогноз. Генеральный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Владимир Щелоков в беседе с обозревателем "РусБизнесНьюс" предположил, что ясность с гособоронзаказом наступит не ранее февраля. Нет из Министерства обороны и конкретных разъяснений по поводу нового порядка заключения контрактов. Промышленники пока не понимают алгоритма реализации заявленных инициатив. Ничего не слышал В.Щелоков и про рентабельность в 35%.

В ОАО "Концерн "Алмаз-Антей" обозревателю "РусБизнесНьюс" сообщили, что пока военное ведомство согласилось подписывать долгосрочные контракты на поставку техники с длительным сроком изготовления и осуществлять авансовые платежи. Эксперты не склонны преувеличивать значение этих скромных инициатив.

Депутат Госдумы РФ Иван Грачев обратил внимание на тот факт, что цены на электроэнергию для российской промышленности в 2010 году превысили американские. По его словам, если правительство США в предстоящие 15 лет намерено удержать нынешние цены на энергоносители и сырье, то власти России планируют в ближайшие 10 лет увеличить их еще в два раза. Ну, а Минобороны при заключении контрактов на поставку военной продукции совершенно не учитывает промышленную инфляцию, которая только по официальным данным составляет 24% в год. Соответственно, чтобы конкурировать, российские промышленники сокращают инвестиции, что чревато в недалеком будущем коллапсом всей обрабатывающей промышленности.

Не вызывает восторга у экспертов и предложение чиновников устанавливать рентабельность в 20%. Руководитель группы советников ОАО "Рособоронэкспорт" Александр Бриндиков заявил на слушаниях в Общественной палате, что предлагаемое решение больно ударит по кооперации предприятий, которую с таким трудом воссоздали после развала 90-х. Новая формула, по сути, вернет промышленность во времена натурального хозяйства. Но главное даже в другом: военное ведомство, устанавливая архаичные отношения на внутреннем рынке, на внешнем ведет себя совсем иначе.

По данным А.Бриндикова, никаких требований по норме прибыли при поставках в Россию израильских беспилотных летательных аппаратов не было. Не интересовались россияне и рентабельностью французского производителя вертолетоносцев "Мистраль", ограничившись лишь обсуждением цены корабля. По этому же сценарию, полагает эксперт, Минобороны должно строить отношения с отечественными производителями. Это потребует создания сложной системы контрактации, но по данному пути надо идти: военные контракты весьма непросты и в других государствах.

В России промышленники практически не участвуют в разработке закона о контрактной системе. По словам представителя Военно-промышленной комиссии РФ Олега Бочкарева, Минобороны административно подавляет промышленность. Сотрудники военного Департамента ценовой политики, пользуясь тем, что предприятия показывают разную трудоемкость и накладные расходы, директивно устанавливают выгодные только себе цены.

Директор Департамента развития оборонного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Довгучиц полагает, что военное ведомство должно заинтересовывать предприятия осваивать новую продукцию, возмещая им часть понесенных затрат, а также распределять риски между заказчиком и изготовителем. Но этого пока нет: практика 2011 года и начало кампании по заключению контрактов на 2012 год, утверждает он, не подтвердили обоснованность заявлений Минобороны о стимулировании модернизации промышленности и расширенного воспроизводства военной продукции. Участники совещания в Общественной палате уверены, что при сохранении нынешней практики заключения контрактов гособоронзаказ на 2012 год будет также сорван, как и в 2011-м.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта