Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Ямальский газ превратится в бензин
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Ямальский газ превратится в бензин

Ямальский газ превратится в бензин

23.11.2011 — Аналитика


Запустив в эксплуатацию газопровод NordStream, Россия существенно нарастила свои возможности по экспорту голубого топлива. Дальнейшее развитие газотранспортной сети потребует новых контрактов и новых месторождений. Стратегия освоения Ямала - основной газовой кладовой России -  предусматривает наращивание добычи углеводородов как на суше, так и на шельфе северных морей. Значительным ресурсным источником может также стать низконапорный газ, который в мире уже научились добывать и перерабатывать в моторное топливо. У России, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", до современных технологий пока еще не дошло, но падающая добыча на традиционных месторождениях вынуждает заняться решением и этого вопроса. 

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа сегодня добывается 85% всего российского природного газа. Суммарные запасы Медвежьего, Ямбургского, Уренгойского и Вынгапуровского месторождений, которые активно разрабатывались в последние десятилетия, оцениваются в 16 триллионов кубометров. Расцвет этих месторождений уже в прошлом - добыча газа довольно сильно сокращается. Например, на Медвежьем, утверждают эксперты Российского газового общества, газодобыча к середине 2000-х годов упала с 500 до 30 миллиардов кубометров в год. Соответственно, растет себестоимость "голубого" топлива: с исчерпанием запасов месторождения на 70-85% она возрастает в десятки раз. На Медвежьем, Уренгойском и Ямбургском процент извлечения природного газа достиг 60-80%, что и обусловило принятие новой стратегии развития ЯНАО до 2020 года.

Наращивать добычу газа и нефти в ближайшие годы предполагается как за счет развития старых центров (Надым-Пур-Тазовское междуречье и Красноселькупский район), так и освоения новых, расположенных на континентальном шельфе Карского моря. К настоящему времени на полуострове Ямал и в акваториях Обской губы и Карского моря открыто 32 месторождения. По оценке экспертов, только на суше разведанные запасы газа составляют 10,7 триллионов кубических метров. Еще 2 триллиона кубометров подготовлено к добыче на Ленинградском и Русановском месторождениях.

Освоение новых ресурсных районов начнется в 2012 году. Первым будет разрабатываться Бованенковское месторождение, на котором добыча через восемь лет составит 115 миллиардов кубических метров в год. Затем очередь дойдет до Харасавэйского и Крузенштерского месторождений, освоение которых позволит довести добычу в Бованенковской группе до 220 миллиардов кубометров. С вводом же в строй месторождений Тамбейской и Южной групп в регионе будет добываться около 360 миллиардов кубических метров природного газа.

Руководитель экспертно-аналитического управления Института энергетической стратегии Алексей  Белогорьев полагает, что Бованенковское месторождение без проблем выйдет на проектную мощность, если, конечно, не снизится спрос на газ. При нынешних объемах поставок в Европу и нерешенности вопроса со строительством газопровода из России в Китай добывать 115 миллиардов кубометров в год не будет никакого смысла: для выполнения заключенных контрактов вполне хватит и 70-80 миллиардов.

Снижение спроса на ямальский газ может отложить на некоторое время разработку перспективных месторождений. Возникшую паузу, полагают эксперты, можно использовать для отработки технологий по извлечению низконапорного газа, которого в традиционных месторождениях  ЯНАО сосредоточено не менее 4 триллионов кубометров. По словам начальника управления геологического изучения и использования недр Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Александра Бруя, извлекать газ можно при пластовом давлении в 75 атмосфер, а оно после выработки значительной части месторождения падает порой ниже 20 атмосфер. Затраты на добычу низконапорного газа существенно возрастают: требуется дополнительное оборудование, другие технологии бурения и т.д. Российские компании располагают пока только опытно-промышленной технологией добычи низконапорного газа. Ее применение на схожих с Ямбургским месторождениях позволило увеличить дебиты в 2-3 раза.

Проблема, однако, в том, что Газпром пока не готов к инвестициям в добычу низконапорного газа: при возрастающих затратах на его извлечение и очистку налоговые отчисления государству остаются прежними. Степень освоения старых месторождений напрямую зависит от ценовой и налоговой политики, проводимой властями. Как считает А.Бруй, без налоговых послаблений сложно заниматься добычей низконапорного газа, как, впрочем, и освоением нефтяных залежей со сложными коллекторами.

Профессор кафедры газохимии Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Владимир Арутюнов полагает, что газовые компании требуют льгот от государства вполне обоснованно: затраты на извлечение и транспортировку потребителю низконапорного газа значительно выше, чем идущего из-под земли "самотеком" газа из месторождений с высоким давлением. "Но с моей точки зрения, - отмечает эксперт, - кардинальным и экономически более эффективным решением проблемы было бы создание газохимических технологий, позволяющих на месте перерабатывать  низконапорный газ в более легко транспортируемые и гораздо более дорогостоящие химические продукты и моторные топлива. Эта проблема стоит перед всеми газодобывающими компаниями, но я не уверен, что кто-то реально этим занимается, поскольку это хлопотное и затратное дело, дающее гораздо меньше прибыли, чем эксплуатация обычных месторождений. Однако проблема эта стоит перед всеми добывающими компаниями, особенно перед Газпромом".

Наиболее перспективным направлением использования низконапорного газа, считают в Правительстве ЯНАО, могла бы стать переработка его в синтетическое жидкое топливо. Соответствующий завод предполагается построить в районе города Надым, то есть неподалеку от месторождений с падающей добычей. Высококачественное дизельное топливо, бензин и нафту будут выпускать по технологии GTL, мощность производства составит 3 миллиона тонн в год. Как пояснили эксперты Правительства ЯНАО, в настоящее время идет поиск инвестора. Логично было бы, если бы этим проектом занялся Газпром, но не исключается и иностранный инвестор. Технология GTL уже опробована в странах Юго-Восточной Азии и неплохо себя зарекомендовала: помимо дизельного топлива из газа можно получать смазочные материалы и косметическое сырье.

Строительство завода могло бы стать неплохим бизнес-проектом Газпрома, учитывая то обстоятельство,  что разработка новых месторождений на шельфе требует ничуть не меньших затрат, чем при утилизации низконапорного газа. Глава российского отделения компании "Статойл" Ян Хельге Скуген заявил недавно, что проект по освоению Штокмановского месторождения пока коммерчески нерентабелен и не может быть реализован без значительных налоговых послаблений в виде снижения ставки налога на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлины на газ.

Эксперты убеждены, что проблемами добычи низконапорного газа государству придется заняться, поскольку от их решения зависит энергетическая безопасность России и рачительное использование имеющихся ресурсов.

Владимир Петров

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта