Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Прозрачный сговор российских монополистов
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Прозрачный сговор российских монополистов

Прозрачный сговор российских монополистов

20.09.2011 — Аналитика


Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила первое дело по факту сговора на электронных торгах при размещении муниципального заказа. Чиновников это не обескуражило, и они по-прежнему утверждают, что торги в стране становятся прозрачнее, а конкуренция - все жестче. Эксперты между тем сообщили обозревателю "РусБизнесНьюс", что коррупция при закупках не уменьшается, а монополизм лишь усиливается. Иного ждать было бы наивно при тотальной криминализации российской экономики и отсутствии свободы предпринимательства.

Чиновники ФАС России, разоблачившие сговор предпринимателей, считают, что электронные торги создают условия для честной конкурентной борьбы на аукционах. При введении в 2010 году новой формы размещения государственного заказа антимонопольное ведомство надеялось с помощью виртуальных торговых площадок исключить случаи сговора участников, которые перестали контактировать между собой физически.

Руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев убежден, что новшество оправдало возложенные на него надежды. Выступая с отчетом на заседании правительства России, он заявил, что количество хозяйствующих субъектов в стране растет, а вклад монополистов в экономику - снижается. Более половины предпринимателей, утверждает чиновник, позитивно оценивает конкурентную среду в стране.

Участники аукционов оптимизма И.Артемьева не разделяют. По их словам, радикальных изменений с введением электронных торгов не произошло. Не произошло главного - не изменилась структура рынка, на котором распределены сферы влияния производителей.

Заместитель генерального директора ЗАО "ПФ "СКБ Контур" Никита Баранов утверждает: "80% поставщиков, пришедших на электронные площадки, уже участвовали в аукционах и побеждали на них. Усиления конкуренции не произошло, поскольку на каждый выставленный лот приходится по 1,5-2 поставщика, а должно быть как минимум 5-6. Бизнес по-прежнему не доверяет государству и не стремится участвовать в торгах, искренне полагая, что победителем все равно сделают "нужную" компанию".

Возможности поставщиков и заказчиков по манипулированию результатами аукционов ничуть не уменьшились с введением электронных торгов. Участники говорят, что они по номенклатуре товара легко могут вычислить производителя, а стало быть, и вступить с ним в физический контакт. В маленьких городах поставщики и вовсе наперечет, что позволяет заранее распределить муниципальные заказы. По рынку также ходят слухи, что на торговых площадках появились люди, которые за мзду предлагают выдать исчерпывающую информацию об участниках торгов. Говорят, в особо важных случаях в ход пускается специальное оборудование, которое глушит предложения конкурентов, отсекая тем самым их от участия в торгах.

Технологические сбои на площадках происходят довольно регулярно, что позволяет чиновникам заключать контракты с нужными поставщиками. Например, министерство здравоохранения Свердловской области долгое время не проводило аукционы, ссылаясь на отсутствие интернет-связи.

Впрочем, аукциона можно и вовсе избежать, если раздробить крупные заказы, а затем совершенно законно запросить котировки у поставщиков. Первый заместитель генерального директора ОАО "Единая электронная торговая площадка" Андрей Черногоров говорит, что около 12% аукционов признаются несостоявшимися (это автоматически предполагает закупку товара без всякой конкуренции). Причины чаще всего кроются в неадекватных требованиях заказчика: например, доставить сложную конструкцию завтра. Коррупция, утверждает А. Черногоров, никуда не делась - она лишь переместилась с торгов на стадию подготовки документации. Бывает, что заключают контракт на одних условиях, а потом выполняют на совершенно других.

Генеральный директор ООО "Фирма "Медфармсервис Т" Дмитрий Тихонов обращает внимание на то, что исполнение контрактов не контролирует ни одно из государственных ведомств, а документы можно составить самые разные. Электронные торги показали, что на дешевые медицинские товары цены умышленно занижаются, исключая тем самым часть поставщиков, а на дорогие - завышаются, создавая условия для "распила" бюджетных средств.

Эксперты считают, что не так важно, на каких площадках проводить торги - куда важнее, что заложено в документации, составленной заказчиком. А там видны "уши" чиновников, потому что они определяют потребности государственных учреждений в товарах. Должно же быть все иначе: чиновник должен написать, не какой ему товар нужен, а какую потребность ему надо решить. Тогда появятся дополнительные поставщики с весьма нестандартными предложениями, которые позволят получить экономический эффект. Сейчас этого нет: те же больницы сегодня - черные дыры. Заказчики часто требуют поставить оборудование, характеристики которого скрыты об общественности. Это лазейка для закупки дорогостоящего товара за соответствующий откат. В итоге деньги осваиваются, а оснащенность больниц остается на прежнем уровне.

Для каждого заказчика, полагает Д.Тихонов, нужно завести паспорт государственного заказа, где изложить основные параметры учреждения: штат, имеющееся оборудование, коэффициент его использования и потребность в новом, затраты на расходные материалы и имущество. Тогда можно будет сравнивать схожие по масштабу больницы с точки зрения эффективного расходования государственных денег и задавать главным врачам неудобные вопросы по поводу закупленного оборудования.

Н.Баранов уверен, что процедуру закупок надо усложнять. В мире многие математики работают сейчас над тем, чтобы создать алгоритмы для того, чтобы побудить поставщиков назвать оптимальную для них цену. Как оказалось, это очень важно для развития страны. Государство, экономящее на закупках и не поддерживающее экономику (госзаказ - это очень большие деньги), в итоге становится неконкурентоспособным. Например, США отстали от Европы в развитии высокоскоростной мобильной связи 3G лишь потому, что победитель аукциона по данному стандарту предложил низкую цену на пределе возможного. Европейцы при распределении частот исходили из оптимальной цены, чем и обеспечили победоносное шествие новой технологии.

Но главное, полагает эксперт, - надо увеличивать количество игроков на рынке: вырастет число поставщиков - сговоров станет меньше. Если есть по-настоящему конкурирующие продавцы, то тогда можно будет повлиять и на составление заявки. При прозрачности процедур, которая, безусловно, стала выше с введением электронных торгов, жалобы на некорректно составленную заявку будут давать свои результаты.

Дмитрий Тихонов, однако, на рост числа поставщиков не рассчитывает. По его словам, если раньше крупные компании покупали электронные площадки, то сегодня они формируют пулы заказчиков, которые и составляют заявки исходя из интересов конкретных производителей. По сути, происходит дальнейшая монополизация рынка и усиление коррупции. Вероятно, это закономерно в стране, где чиновники являются по совместительству и крупными предпринимателями.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта