Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Государственный заказ растворился в военном тумане
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Государственный заказ растворился в военном тумане

Государственный заказ растворился в военном тумане

06.06.2011 — Аналитика


В мае президент РФ Дмитрий Медведев наказал большую группу директоров оборонных предприятий, проваливших выполнение государственного заказа в 2010 году. Глава государства считает, что военно-промышленный комплекс работает плохо. Эксперты между тем полагают, что большая доля вины за срыв поставки вооружения и техники лежит на министерстве обороны и правительственных чиновниках, которые годами не принимают необходимые управленческие решения. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", в отсутствие порядка и стратегии развития ВПК России военные элементарно проедают деньги.

В 2010 году промышленность России должна была поставить военному ведомству 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, 5 ракетных комплексов "Искандер", около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолётов, 28 боевых самолётов, 3 атомные подводные лодки и 1 боевой корабль класса "Корвет", 11 космических аппаратов. В марте 2011-го на коллегии министерства обороны Дмитрий Медведев констатировал, что "деньги выделены, а продукция не поставлена". В мае был проведен "разбор полетов", по итогам которого уволили Владимира Гродецкого (ОАО "Ижмаш"), Аркадия Хохловича (ФГУП "Научно-исследовательский институт электромеханики"), Николая Платонова (ФГУП "НИИ "Поиск") и Валерия Эдвабника (ФГУП "НИИ электронных приборов"). Большой группе менеджеров объявили выговоры и лишили вознаграждения по итогам 2010 года. Наказали также и нескольких должностных лиц Минобороны.

Эксперты считают, что основные претензии Д.Медведев должен предъявить правительству Владимира Путина, а не промышленности: если акценты не будут смещены, то окажется сорванным и госзаказ на 2011 год. Скажем, на том же совещании президент России потребовал от Минобороны до конца мая завершить размещение заказов в полном объёме и перечислить промышленности авансы. Эта работа была провалена: например, в Свердловской области в означенный срок контракты заключили всего девять из сорока основных предприятий ВПК.

Руководитель представительства "Рособоронзаказа" в Уральском регионе Владимир Красников подтвердил, что контракты на 2011 год заключаются очень медленно. В министерстве обороны произошли структурные реформы, изменившие порядок прохождения документов и существенно осложнившие жизнь предприятиям ВПК. В середине июня, рассчитывает чиновник, все необходимые бумаги будут оформлены. Комментируя срыв госзаказа на 2010 год, В.Красников отметил, что из 12 проверенных представительством предприятий виновным было признано всего одно: ОАО "Кураганмашзавод", которое переоценило свои силы, а также возможности поставщиков, и не смогло увеличить производство боевых машин пехоты в три раза.

Эти слова не оставляют сомнения, что главных дезорганизаторов оборонной отрасли надо искать среди чиновников. Эксперт "Центра анализа стратегий и технологий" (ЦАСТ) Александр Фролов называет несколько причин срыва размещения госзаказа: это и отсутствие договоренности по ценам на продукцию, и неразбериха в Минобороны, и несогласованность действий внутри правительства. Может быть и четвертая причина: утверждение государственной программы вооружений чрезвычайно затянулось, а оборонный заказ на 2011 год должен быть увязан с ней, - возможно, чиновники боятся принять неверное решение и не принимают никакого.

Промышленники также не считают себя самым слабым звеном в системе госзаказа. Главный конструктор ФГУП "Уралтрансмаш" Валерий Кукис дал понять, что далеко не все предприятия ВПК находятся в "разобранном" состоянии: в последние годы завод не сорвал ни одного государственного оборонного заказа и готов выполнить его в срок и в 2011-м. Проблемы у "Уралтрансмаша", безусловно, есть, но все они носят тактический характер, то есть вполне решаемы.

Заместитель генерального директора ОАО "Завод № 9" Константин Мысик сообщил "РусБизнесНьюс", что предприятие живет в основном за счет экспортных поставок, доля которых в выпускаемой продукции достигает 70%. По прошлогоднему контракту претензий ни по срокам исполнения, ни по качеству продукции не было. Прямого заказа от государства на 2011 год нет до сих пор. Топ-менеджер полагает, что задержка с размещением оборонного заказа связана с отсутствием государственной программы вооружения, которая должна определить, какая же техника нужна российской армии. А потому в сложившейся ситуации трудно винить промышленность за срыв поставок.

Позицию руководителей бронетанковых заводов, преобладающих на Урале, поддерживают представители авиационной отрасли, предприятия которой в основном и сорвали государственный заказ. Руководитель направления "Центрального института авиационного моторостроения", принимавшего участие в разработке практически всех отечественных двигателей, Александр Ланшин не спешит обвинять в отсутствии новой техники ее разработчиков. Он убежден, что одними инвестициями проблемы авиационно-космической отрасли уже не решить - более того, резкое увеличение финансирования даже вредно. По его образному выражению, если лошадь долго не кормить, а потом перед скачками дать овса вволю, то она просто околеет.

Что-то похожее может произойти и в авиации. В двигателестроение государство не вкладывало деньги 20 лет. Более или менее жили те предприятия, которые имели экспортные контракты: Уфимское моторостроительное объединение, НПО "Салют", НПО "Сатурн" и в какой-то мере - Московское машиностроительное предприятие имени Чернышева. Причем заказы поступали нерегулярно, что мешало вести грамотную кадровую политику.

Финансировать отрасль, безусловно, надо, но все надо делать по уму - тогда инвестиции дадут нужный результат. По мнению А.Ланшина, чтобы авиационная отрасль не проела отпущенные средства, следует разработать комплексную стратегическую программу - примерно такую, какая сейчас имеется по выпуску гражданского двигателя ПД-14. Освоение 16 критических технологий было подкреплено закупкой необходимого оборудования, подготовкой кадров, укомплектованием завода-изготовителя, производством ряда узлов и агрегатов, необходимых для отработки новых технологий и т.д. Результат не замедлил сказаться: всего за один год для ПД-14 сделали газогенератор - основу для семейства перспективных двигателей. Такую же схему работы следует применить и в военном самолетостроении, где процесс создания изделий нового поколения не отработан, по мнению Александра Ланшина, в полной мере.

Александр Фролов полагает, что за выработку стратегии развития ВПК должно отвечать государство. Промышленность несет свою долю ответственности за тот "туман", что накрыл систему госзакупок военной техники, но в большей степени виновато правительство России, которое из года в год обсуждает методику определения цены на оборонную продукцию и не пытается контролировать цены государственных корпораций и естественных монополий.

Позиция государства, которое годами толчет воду в ступе, вызывает у промышленников лишь усталое раздражение. Заместитель генерального директора ФГУП "НПО автоматики" Михаил Трапезников отказался высказываться на тему поставок новой техники российской армии: "У меня очень отрицательное отношение к ситуации с госзаказом. За всем этим стоит политика. Как можно комментировать болтовню?"

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта