Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Российская нефтехимия может вылететь в трубу
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Российская нефтехимия может вылететь в трубу

Российская нефтехимия может вылететь в трубу

04.04.2011 — Аналитика


В России бессмысленно заниматься переработкой нефти, поскольку маржа от продажи сырья значительно выше. Аналогичная картина наблюдается и на газовом рынке: компании предпочитают инвестировать не в химические производства, а в сырьевой бизнес. Государство планирует изменить ситуацию с помощью развития шести нефтегазохимических кластеров. Но, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", власти поддерживают переработку углеводородов лишь на бумаге: недюжинные усилия по пробиванию "северных" и "южных" потоков красноречиво свидетельствуют о приоритетах правительства в газовой отрасли.

Министерство энергетики России обнародовало первую часть "Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года". Его реализация, полагают чиновники, позволит увеличить потребление легкого углеводородного сырья в четыре раза и довести его переработку на предприятиях нефтегазохимии с 28 до 55%. Упор будет сделан на развитие шести кластеров: Западно-Сибирского, Поволжского, Каспийского, Северо-Западного, Восточно-Сибирского и Дальневосточного. Создаваться они будут как в регионах добычи сырья, так и вблизи основных рынков потребления нефтегазохимической продукции. Правительственные эксперты рассчитывают сбывать пластики и каучуки в Европу и Китай, а также уповают на увеличение потребления в самой России.

Эксперты, однако, смотрят в будущее не столь оптимистично. Профессор кафедры газохимии Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Владимир Арутюнов говорит, что красивые картинки с нефтехимическими кластерами, расположенными на просторах России, уже более года кочуют по конференциям и презентациям. Однако темпы реализации проектов не выдерживают никакой критики. Например, Новоуренгойский газохимический комплекс начали строить в начале 90-х - завезли оборудование, а потом заморозили стройку более чем на 10 лет. Сейчас работы возобновились и завершатся, в лучшем случае, в 2013-2014 годах. К тому времени отставание России от других стран в нефтехимии только увеличится: Китай уже сегодня производит 15 миллионов тонн полиэтилена в год, и поколебать его позиции выпуском 460 тысяч тонн Новоуренгойскому комплексу вряд ли удастся. По объему газохимии Россия занимает 19-е место в мире, выпуская всего 2 миллиона тонн продукции (около 1-2% мирового производства).

Кластеры между тем вносят свою лепту в монополизацию рынка крупнотоннажных полимеров. Аналитик Market Report Company Ольга Синельникова отмечает, что дорогие кредиты и сырье, рост тарифов на услуги естественных монополий, а также устаревшее оборудование устранили из числа инвесторов переработчиков полимерной продукции. Средства на проекты сегодня есть лишь у производителей, и крупные нефтехимические компании стали создавать свою "карманную" переработку. Но даже они не преуспели в производстве химической продукции.

Отраслевой эксперт Кирилл Попов утверждает, что нефтехимическая отрасль (особенно в части выпуска этилена, пропилена и простых пластиков) на 30-40% менее доходна, чем реализация сырой нефти. Сотрудники холдинга СИБУР пеняют на несовершенство мер стимулирования со стороны государства. Нефтехимические проекты окупаются за 7-10 лет, что требует от государства 15-20 лет неизменной фискальной и макроэкономической политики. В России, которую обвиняют в отсутствии инвестиционного климата и реально работающего рынка сырья, правила игры меняются ежегодно. Возможно, именно нестабильность и тормозит реализацию проектов: СИБУР уже пятый год возводит мощности по дегидрированию пропилена в Тобольске (Тюменская область) и выпуску поливинилхлорида в Кстово (Нижегородская область), сдача которых ожидается в 2013-2014 годах. При таких темпах, прогнозирует К.Попов, Россия потеряет отрасль раньше, чем научится создавать новые производства мирового класса. Предъявлять претензии к СИБУРу совершенно бессмысленно: основную прибыль холдингу приносит не нефтехимический, а опять-таки сырьевой бизнес, то есть переработка попутного нефтяного газа (ПНГ).

Представитель департамента корпоративных коммуникаций СИБУРа пояснил "РусБизнесНьюс", что корпорации приходится направлять многомиллиардные инвестиции на возведение новых продуктопроводов, рассчитанных на все увеличивающийся объем переработки попутного газа. Это сильно тормозит строительство новых производств, открывая дорогу импортной нефтехимической продукции. Государство могло бы переломить ситуацию, если бы прокредитовало возведение новых продуктопроводов для широких фракций легких углеводородов - основного нефтехимического сырья. Опыт других стран подтверждает обоснованность участия государства в создании инфраструктуры для сбора газа и транспортировки продуктов его переработки нефтехимическим компаниям. В России этот вопрос по существу даже не обсуждается.

Зато государство с помощью компаний "Транснефть" и "Газпром" строит и эксплуатирует трубопроводы. Владимир Арутюнов полагает, что настойчивое лоббирование на правительственном уровне всевозможных "северных" и "южных" газовых потоков красноречиво свидетельствует о государственных приоритетах в сфере углеводородов.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта