Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Российским машиностроителям опять мешают китайцы
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Российским машиностроителям опять мешают китайцы

Российским машиностроителям опять мешают китайцы

02.03.2011 — Аналитика


Премьер-министр России Владимир Путин выступил лоббистом машиностроительной корпорации "Уралмаш". Министерству экономического развития поручено защитить российский рынок бурового оборудования от дешевой импортной продукции. Эксперты полагают, что антидемпинговые меры ударят, в том числе, и по отечественной промышленности, поскольку многие российские компании изготавливают буровое и нефтепромысловое оборудование в Юго-Восточной Азии. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", в Китае машиностроители чувствуют себя более комфортно, а потому российскому правительству свои усилия лучше направить на улучшение делового климата в стране.

Вопрос о введении пошлин на импортные буровые установки в России поднимается не в первый раз. Некоторое время назад правительство посчитало, что отечественный производитель нуждается в защите, и утвердило ставки ввозных пошлин в размере 5-15% от таможенной стоимости оборудования. Потом их обнулили под давлением нефтегазового лобби, которое утверждало, что отечественные машиностроители не учитывают потребности буровиков и не производят удобные и эффективные установки.

Отмена пошлин дала свои результаты: российские заводы сейчас изготавливают буровые под диктовку заказчика, комплектуя их приглянувшимся нефтяникам оборудованием. Но возникла другая проблема: при одинаковой комплектации российские установки оказались значительно дороже китайских и лишь чуть-чуть дешевле немецких. Сказался не только ежегодный рост тарифов на газ, электричество, бензин, металл и железнодорожные перевозки, но и китайский подход к организации производства. Дешевая рабочая сила, низкие налоги и издержки поставили россиян в заведомо невыгодное положение.

Технический директор ООО "Волгоградский завод буровой техники" Игорь Колесников заявил на одном из форумов, что "безжалостная эксплуатация" персонала позволяет китайским компаниям продавать машиностроительную продукцию для нефтегазодобывающей отрасли на 26% дешевле. Исправить положение топ-менеджер предложил с помощью пошлин: по его данным, в США ввозные пошлины на разные группы товаров из Поднебесной составляют от 60 до 250%. Другие российские производители нефтегазового оборудования не ограничились пошлинами и предложили осуществить комплекс антидемпинговых мер: увязать продление лицензий на разработку месторождений с использованием нефтегазовыми компаниями отечественного оборудования, отказаться от связанных кредитов при закупке импортной техники, обязать совместные предприятия локализовать в России производство до 75% комплектующих для буровых установок и т.д.

Правительство, похоже, услышало машиностроителей: премьер-министр РФ Владимир Путин во время встречи с губернатором Свердловской области Александром Мишариным предложил защитить от демпинга Уралмашзавод - некогда ведущего производителя буровых установок в СССР. "У нас некоторые наши партнёры пытаются демпинговать на нашем рынке, - сказал премьер губернатору. - На это нужно реагировать. Вы подготовьте совместно с руководством завода соответствующие предложения. Я уже дал поручение Министерству экономического развития".

Эксперты отнеслись к идее защиты рынка очень скептически. Главный программист ЗАО "АМТ" Иосиф Шраго считает, что введение импортных пошлин позволит отечественным производителям некачественного оборудования повысить цены на свою продукцию. Жесткая увязка выдачи лицензий на разработку месторождений с использованием российского оборудования приведет к тому же результату. Попытки запретить связанное кредитование при закупках импортного оборудования также обречены на провал: когда государству, как отмечает эксперт, хочется миллиардов, а их дают только на условии связанного кредита, оно поступает как последний карманник. Не удастся и достичь локализации в 75%, поскольку в российских буровых установках моторы, гидравлика, насосы, электроника - импортные, и добиться их изготовления в России можно лишь за счет высокого уровня инноваций. С этим в стране, как известно, не очень хорошо, а потому любые обязательства пойдут в ущерб качеству.

Коммерческий директор машиностроительной группы "ХМТ", поставляющей буровое и нефтепромысловое оборудование, Евгений Сухов вообще не видит смысла в защите внутреннего рынка, поскольку китайский производитель изначально имеет серьезное экономическое преимущество перед российским. И дело тут не только в невысоких кредитных ставках и небольших издержках на ведение бизнеса, но и в защищенности бизнеса от самодурства чиновников. По словам предпринимателя, он не слышал ни разу, чтобы власти захватили частный бизнес, что регулярно происходит в России. Китай привлекает и своей уведомительной системой: там не нужно месяцами, а то и годами ждать решения простейших вопросов, да еще платить за это взятки. Именно отсутствие поборов и откатов приводит к тому, что в Китае производство любого оборудования как минимум в 1,5-2,5 раза дешевле, чем в России.

Уполномоченный Сибирского отделения РАН по работе с Китаем Андрей Коржубаев утверждает, что справок и согласований в Поднебесной приходится собирать не меньше нашего и бизнес чиновники там держат в "ежовых рукавицах", но иностранцам там, действительно, лучше: можно просто заплатить "ответственному за связь с органами госуправления" и спокойно работать.

Евгений Сухов уверен, что можно сколь угодно долго кричать о притеснении отечественного бизнеса, но толку от этого будет мало без серьезных политических подвижек, потому что нынешняя система служит бюрократическому аппарату, а не обществу. Поскольку никто не собирается хотя бы уравнять шансы российских и китайских производителей, выход Е.Сухов видит в выводе бизнеса в Юго-Восточную Азию. Группа "ХМТ" создала в Шанхае инжиниринговый центр, где работают высококвалифицированные российские, немецкие, тайваньские инженеры и менеджеры. Центр разрабатывает, собирает, а затем поставляет нефтегазовое оборудование в Россию. Возможно, по такого рода конкурентам и выстрелили лоббисты Уралмашзавода, поскольку именно эффективные компании мешают освоению денег из государственных банков и корпораций.

Эксперты говорят, что "наглых россиян", вырвавших свой бизнес из жадных чиновничьих лап, наказать, конечно, можно. Но это не поможет Уралмашзаводу. Иосиф Шраго уверен, что пока китаец стóит в два раза дешевле россиянина, а производит в четыре раза больше с не худшим качеством, уральскому заводу ничего "не светит": "Производительность труда в нашем машиностроении настолько низка, что объяснить это сиюминутным кризисом невозможно. И пока она будет столь ничтожна - никто машиностроению денег не даст и правильно сделает. Если же кто-то и отважится, то получит ту же продукцию, что и 30 лет назад".

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта